АудиоПортал ИНФО

Аудиофорум профессиональных любителей
Текущее время: 19 апр 2024

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Народный динамик 5ГДШ-4-4 в мини ГИ
СообщениеДобавлено: 21 май 2015 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2012
Сообщения: 1519
Откуда: Украина
Возраст: 60
Начитавшись о прелестях звука этих динамиков в щитовом ГИ, подумал, а может я когда то был неправ отказавшись от них. Народ то не дурак, вон как скупают, цены растут, уже за американские деньги продаются.
Было время, я их разве что золотом не мазал, хотя может бы и мазал, если бы достал. :lol: А подвесы герленом по Шорову и диффузоры воробьёвкой по Воробьёву, это да. Глушение корзины, снаружи сырой резиной от вибраций и внутри войлоком от переотражений. Щиты, ОЯ и даже ЗЯ, ГИ тоже пробовал. Но потом сменились приоритеты, поменялись ориентиры, в общем как говорят янки в кино: «что то пошло не так».
Решил снова построить на них акустику. Цели две:
1.Послушать, вспомнить молодость
2.Измерить самому а не прочитать, как ГИ «поднимает НЧ» и увеличивает чувствительность АС.
Итак, вот это чудо изготовленное за полчаса
Вложение:
АС.jpg

Как видим совсем не щит а открытый ящик, и динамики вопреки рекомендациям не стоят вплотную. Динамиков два, а это уже группа, потому и мини ГИ.
Покопавшись в старых файлах, нашёл замеренные когда то параметры.
Вложение:
TS.jpg

5шт - 5ГДШ-4-4 и пять 5ГДШ-1-4(3ГД-38Е) – предшественников первых. Параметры их почти не отличаются, разве что индуктивность у 5ГДШ-4-4 в два раза ниже. Как видим разброс параметров очень и очень, что свойственно динамикам производства СССР, а №5 обладает аномально высокой Qts и низким SPL, видимо сдох магнит.
Ну и для того что бы посмотреть как он себя ведёт в оформлении, закинул два файла в BassBox 6 Pro. Т.к. он не симулирует акустику открытого типа, я задал ему ящик в 50000 литров, что соответствует объёму комнаты, или бесконечному экрану. Т. е. ни АКЗ ни баффл-степа, идеальные условия.
Вложение:
BassBox.jpg

Что мы видим.
SPL динамиков не дотягивает до 89дб/вт/м, 91дб о котором пишут, разве что на горбе вызванным высокой добротностью (в реальных условиях горб ещё больше).
Максимальная акустическая мощность при 1вт на частоте 40гц, всего 78дб. Предполагается, что если динамик будет работать в ГИ, то он будет работать на меньших мощностях. Тут есть ещё один плюс – снизятся КНИ. Предположим что он работает на 0,1 вт. SPL при этом составляет 78дб, что на 100, что на 40 гц. Красота! Но если как говорят, увеличение ГД в два раза приводит к повышению SPL на 3дб, то для того что бы получить звуковое давление 102дб, нужно применить 256 динамиков! А владельцы ГИ с 16-30 динамиками говорят о гораздо большей чувствительности.
Как пример, приведён график 10“ динамика Peerlees в ФИ 50л, который выдаёт 101дб на 23гц на 15вт. А 15вт для него как 0,1вт для 5ГДШ. О том что широкополосник с лёгкой бумажкой на НЧ лучше чем вуфер, пока спорить не будем.
А теперь перейдём непосредственно к измерениям.
Ниже схема подключения динамиков и установка АС с микрофоном.
Вложение:
Стенд.JPG

АЧХ динамика без комнатных отражений. В ближнем поле – 10см и на расстоянии 100см.
Вложение:
Без отражений.PNG

Ближним полем при измерениях, считается такое расстояние микрофона от диффузора, при котором различные комнатные отражения, не вносят существенный вклад в АЧХ прямого излучения. Они должны быть как минимум на -20дб меньше. Рекомендуется расстояние в несколько мм, но я опытным путём установил, что вклада отражёнки при увеличении расстояния до 8-10см, практически не наблюдается. Зато более реалистично.
На расстоянии 1м уже видно всё, стояки, первичные и вторичные отражения, поэтому измерение проводится методом MLS, с окном отсекающим отражённые сигналы. Минус метода, из за ограниченных размеров моей комнаты, АЧХ удаётся измерить не ниже 300гц. Этого вполне хватает для того что бы увидеть влияние баффл-степ, измерить АЧХ каждого динамика трёхполоски в родном оформлении, для последующего расчёта фильтров.
Как видим разница в измерениях не большая. Горбище от высокой добротности в данном оформлении, как я и предсказывал – впечатляет.
Пока всё. Продолжение следует…
Ах да, забыл рассказать о звуке. Слушал минут десять. Как говорится «всё течёт, всё меняется», но неизменным остаётся звук легендарного 5ГДШ-4-4. :puke-huge:


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 май 2015 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 июн 2010
Сообщения: 3073
Откуда: г. Киев
Возраст: 59
Justas
Спасибо. Интересно. Как всегда, читаю не спеша и вдумчиво.
Ждем продолжения, если вы не против.

_________________
Бывают поступки, после которых даже тараканы в голове аплодируют стоя...
050 246 3341; Viber 068 362 3497; Skype: spswmsw


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 22 май 2015 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2012
Сообщения: 1519
Откуда: Украина
Возраст: 60
В предыдущем сообщении я тестировал 1 динамик, и приводил его АЧХ на оси (слушал то конечно в разных вариантах, и один и два в разных включениях).
А сейчас попробую разобраться, действительно ли удвоение количества динамиков приводит к увеличению звукового давления, и соответственно к увеличению чувствительности всей АС. А если это так, то почему, как и насколько. Заодно посмотрим как обстоит дело с направленностью у моей АС.
Измерения в общем то меня не удивили, так как что то подобное я уже проводил. Но перед тем как это выложить здесь, проштудировал несколько форумов, на предмет выяснения мнений.
И вот тут то реально офигел! Оказывается на всех аудиофорумах этот предмет активно обсуждался. Спорят годами, как говорил Жванецкий: « До хрипоты, до драки».
На родственном портале обсуждение длилось почти 3 года! :obscene-hanged: Теоретики на теоретиков, упоминались фамилии наших и забугорных гуру, ссылки на фундаментальные труды.
Уважаемое сообщество разделилось на несколько основных каст.
1. Те, кто полностью отрицает повышение
2. Те, кто утверждает что повышение на 3дб есть, но только на НЧ
3. Те, кто за повышение на 3дб во всём диапазоне
Только через 3 месяца практик Fil, выложил реальные измерения. Хотя они и не совсем внятные, но пришли к выводу, что «Она всё таки вертится!». Вопреки мнению первых двух каст, повышение звукового давления при подведённом к АС неизменным уровне сигнала, с удвоением количества ГД, составляет 3дб во всём звуковом диапазоне, естественно с учётом импеданса.
Чуть позже провёл такие же измерения с похожими выводами Андрей Лазарев, но ссылка на труды не сохранилась.
Самым адекватным оказался Fenyx. Очень грамотные измерения, пост №407
http://www.audioportal.com/showthread.p ... %B8/page17
Динамики для измерений у него без оформления, на НЧ естественно большой спад, но это и не важно, измерения то сравнительные.
Ссылка на его отличную статью «О чувствительности акустических систем и связанных вещах». http://www.audioportal.com/attachment.p ... 1141854097

Но как обычно находятся люди, которые будут спорить до победного конца. Там таким является некий Александр Георгиевич, каждый второй пост его. Много ссылок, формул, понтов, типа «мне знакомый американец, работающий в крупной фирме сказал…», «знакомый гидроакустик опроверг…» и т.д. Букав многа, а сам палец о палец не ударил, что бы что то сделать, измерить, предъявить общественности и опустить оппонента ниже плинтуса. :obscene-smokingjoint: Как обычно главными аргументами являются: Ваши измерения не соответствуют МЭК (ГОСТ) а «плиборы» не сертифицированы и не поверены, и вообще всё что Вы намеряли, является мусором, т.к. я по объективным причинам измерениям не доверяю. Ну такие есть на любом форуме, без них жизнь скучна.

Итак, мои измерения.
Схема в первом посте, микрофон находится на оси между верхним и нижним динамиком, расстояние до АС 270см, АС к микрофону не развёрнута, т.е. измерения проводятся под углом 30грд. (АЧХ на оси мы видели, посмотрим под углом).
А всё из за того, что я лоханулся и забыл развернуть. :oops: Но как уже говорилось, это не важно, измерения сравнительные. УНЧ транзисторный, с практически нулевым сопротивлением, напряжение на выходе постоянно 2в, что соответствует 1вт на нагрузке 4ом.
Ниже замеры каждого динамика по отдельности. На каждый приходится 1вт.
Вложение:
Низ_Верх.PNG

АЧХ естественно не идеальны, единственный одинаково ровный участок 60-200гц. Завал АЧХ при измерении под углом 30грд, виден уже с 2,5 кгц.
Расстояние между центрами ГД 19см, теоретически интерференция на ВЧ при совместной работе, начнётся с 900гц.
Ниже АЧХ АС с последовательным и параллельным включением ГД, в сравнении с АЧХ динамиков замеренных по отдельности.
Вложение:
Низ_Верх_Последовательно.PNG

Вложение:
Низ_Верх_Параллельно.PNG

Сразу бросается в глаза, что из за взаимной интерференции ГД, образовался провал в районе 6-12кгц, вот вам и усреднение в ГИ! Ради справедливости отметим, что усреднение неплохо работает на участке 200-600гц, т.е. до начала интерференции. Об этом поговорим потом.
А пока, вырежем наиболее ровный участок 60-200гц и проанализируем.
Вложение:
SPL 60-200гц.PNG

Импеданс при последовательном соединении составляет 8ом, т.е. на каждый динамик приходится по 0,25вт, в сумме 0,5вт. Потребляемая от усилителя мощность тоже 0,5вт, но АЧХ находится на одном уровне с АЧХ одиночного динамика выдающего 1вт!
Т.е. если усилитель выдаст на АС тот же 1вт, прирост составит 3дб.

При параллельном включении видим увеличение звукового давления на 6дб, но импеданс системы составляет 2ом, и на каждый динамик приходится по 1вт. Потребляемая от усилителя мощность равна 2вт. Т.е. прибавка в 3дб приходится на увеличенную в 2 раза мощность, а остальные 3дб опять добавляет удвоенное число ГД.
Или если по другому - отдаваемая мощность увеличилась в 2(3дб) раза, а звуковое давление в 4(6дб).

Ну а что же творится на ВЧ? У Fenyx на измерениях прибавка составила 3дб по всему диапазону. У меня она тоже есть, но не везде 3дб. А во всём виновата эта гадская интерференция, которая и создала провал на 6-12кгц.
В своей статье Fenyx пишет:
Цитата:
В реальной системе акустические сигналы, выдаваемые каждым из динамиков,
всегда отличаются, хотя бы из-за разницы в расположении динамиков, но имеют
общую природу, и поэтому возникает интерференционная картина звукового
давления, на максимумах которой мы действительно имеем увеличение чувствительности системы на 3 дБ при добавлении второго динамика, но в промежутках сказываются фазовые эффекты, и чувствительность падает.

И на форуме:
Цитата:
снимал несколько раз (все остальные - с 1 раза), т.к. почему-то попадал микрофоном в зоны интерференции на вч, из-за чего в районе 10кГц появлялись сильные провалы, на выбранном, самом ровном все же заметно снижение чувствительности на вч - тоже не очень точно попал, а вот при параллельном соединении получилось без указанных проблемм - случайно удачно совпало.

Я же микрофон не трогал, а потому маємо те, що маємо.
Но если сравнить АЧХ параллельного и последовательного соединения (хотя это не совсем корректно), то всё красиво.
По всему диапазону разница в 6дб, как на картинке участка 60-200гц.
Вложение:
Послед_Паралл.PNG


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 май 2015 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2012
Сообщения: 1519
Откуда: Украина
Возраст: 60
Ну а что бы убедится действительно ли это влияние интерференции, посмотрим это всё в LspCAD Pro_5.25. Я считаю эту прогу лучшей в своём роде.
Файл АЧХ для обоих динамиков возьмём от одного ГД, ну типа оба динамика полностью идентичные.
Ниже - последовательное и параллельное подключение, расстояние между центрами ГД 190мм. Серым – АЧХ одного динамика, при подводимой к нему мощности 1вт.
Вложение:
Сим_190мм.png

Как вам повторяемость? Я имею в виду симулированные графики и измеренные. Небольшие расхождения конечно есть, т.к. при измерении участвовали два разных динамика, а в симуляции - АЧХ одного из них, для чистоты эксперимента.
Симулятор показывает такое же увеличение звукового давления во всём диапазоне, как и микрофон. Видимо, разработчики софта Эфрусси не читали.

Уменьшить интерференцию можно двумя способами, максимально сблизить акустические центры ГД, или слушать такие АС на большом расстоянии.
Если взять расстояние между центрами ГД к примеру 50мм, то интерференцию в звуковом диапазоне практически не видно, но у 5ГДШ меньше 160мм, увы не сделать. Поэтому и имеем такое:
Вложение:
Сим_50-160мм.png

И если ГИ слушать метров с 8-ми, то вполне даже ничего, :mrgreen: правда чуйка снизится на -14дб.
Вложение:
Сим_послед_190мм_5м.PNG

Вот ещё измерение моей АС с одним ГД с места прослушки, на оси и под углом в 30грд. АС в данном случае располагалась справа от микрофона. Черным – измерение одного динамика в ближней зоне, для сравнения.
Вложение:
R_направленность.PNG

Видно что АЧХ действительно валится с 2,5кгц. Изменения ниже 100гц произошли из за поворота открытой АС относительно стены.

Подведём итоги.
По ГИ:
Из за интерференций, я бы больше 4-х динамиков не ставил и ставил бы только на НЧ, и естественно не 5ГДШ. Я не представляю какая каша твориться когда их 30.
По увеличению звукового давления:
Комментариев не будет, «Мопед не мой, я только объяву выставил» (С) :naughty:
Могу только сказать, что этот эффект я наблюдал давно, когда снимал АЧХ трёхполосок с места прослушки. Микрофон располагался чётко между АС, контроль симметрии вёлся по одинаковому началу импульсного отклика. При подаче неизменного сигнала на левую а затем на правую АС, АЧХ выше 300гц практически повторяли друг друга. При подаче этого же сигнала на обе АС, АЧХ шла на 6дб выше.
Т.е. отдаваемая мощность увеличилась в 2(3дб) раза, а звуковое давление в 4(6дб).
При отклонении микрофона на 1см в лево-в право, на ВЧ из за интерференции наблюдался плавный завал. Теперь я понимаю людей предпочитающих моно. :lol:


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 май 2015 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 июн 2010
Сообщения: 3073
Откуда: г. Киев
Возраст: 59
Прочитал статью Fenyx по ссылке.
Он пишет, что в системе из двух динамиков чувствительность системы (именно системы) возрастает, в то время как чувствительность каждого из динамиков остается прежней.
Как я представляю, такое может быть из-за изменения направленности (типа, что-то вроде рупорного эффекта массива). М.М. Эфрусси упоминал явление увеличения сопротивления излучения.
* * *
Спасибо за предметные и содержательные сообщения.
На досуге поразмыслю о причинах несоответствия моих и ваших результатов. А когда будет время, проведу свои измерения еще раз, но в каких-нибудь других условиях.

_________________
Бывают поступки, после которых даже тараканы в голове аплодируют стоя...
050 246 3341; Viber 068 362 3497; Skype: spswmsw


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 23 май 2015 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2012
Сообщения: 1519
Откуда: Украина
Возраст: 60
Выудил с того форума сообщения, которые по моему мнению наиболее правильно объясняют процесс:
Цитата:
Возвращаясь к физике процесса. +6 дБ получается при сложении идеально совпадающих по фазе волн. В стерео паре, например, суммирование происходит по мощности (т.е. +3 дБ). А вот если через 2 системы подать когерентный сигнал и померить его на центральной линии между колонками, то получится +6 дБ.

Цитата:
рост звукового давления на 3 дБ происходит за счет удвоения мощности, остальные 3 дБ получаются за счет перераспределения звуковой энергии в пространстве, эффективность работы излучателей при этом не меняется.

Цитата:
Если два источника излучают в фазе и расстояние между ними много меньше длины волны, то амплитуды их суммируются арифметически, т.е. А=А1+А2. Если те же источники излучают некоррелированный сигнал (случайный по фазе) то амплитуды суммируются геометрически, т.е. А=корень(А1^2+A2^2). Если А1=А2, то в первом случае имеем А=2*А1, а во втором А=1,41*А1. Переходя к децибеллам, получим в первом случае 6дБ, а во втором 3дБ.
Для двух НЧ кабинетов, подлючённых к одному источнику, составленных вместе, первое условие, как правило, выполняется. Аналогично можно рассуждать и об излучателе и его отражениях от пола, на котором он стоит, стен и т.д.
Для коррелированных ВЧ излучателей расстояние между ними слишком велико и результат в точке прослушивания будет зависеть от фаз звуковых волн: если волны приходят в фазе, то А=А1+А2, если противофазе, то А=А1-А2 - т.н. деструктивная интерференция. Для разных длин волн имеем разный результат по сумме - т.н. гребёнку. Если ВЧ сигналы некоррелированные, то в любом случае, по второму правилу, 3дБ.

Цитата:
Вывод - что звуковое давление растёт во всём диапазоне одинаково (а не только на НЧ), но при этом уменьшается зона пространства, где оно растёт на СЧ и ВЧ. Если использовать только на НЧ, то с пространством проблем не возникает.

Цитата:
Правда, можно было бы избежать лишней работы - КПД пропорцианален квадрату площади диффузора и обратно пропорциональна его массе. Соединяя синфазно два динамика, площадь увеличивается вдвое и масса тоже почти вдвое (есть еще присоединенная масса воздуха, которая увеличивается более, чем в два раза за счет краевых эффектов). Поэтому реальное увеличение КПД для динамиков с легкими диффузорами несколько меньше 2. Чувствительность ~ 20*lg[SQRT(КПД)]. Вот они 3дБ


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Google [Bot] и гости: 41


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB