АудиоПортал ИНФО

Аудиофорум профессиональных любителей
Текущее время: 17 апр 2024

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 07 авг 2017 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2012
Сообщения: 1519
Откуда: Украина
Возраст: 60
То о чём напишу, скорее всего, известно всем, но у меня с реальными картинками. :obscene-smokingjoint:
Наверное, всем знаком эффект, когда при прослушивании музыки слышно бубнение на одной ноте? Особенно это заметно, если выйти в другую комнату. Там только эту ноту и слышно. Тот же эффект рядом с клубом или пацаномобилем. Кого-то это штырит, а мне как пел Семёныч: «Как обухом - по голове!» :angry-banghead:
Виной всему резонансы. Если не считать дребезга мебели, их можно подразделить на две категории. Первая: резонанс АС. И опять же, не дребезг тонких стенок или хлипкого диффузодержателя (хотя и эти дребезги неприятны). Здесь рулит повышенная добротность АС, при которой в следствии недодепфированности НЧ динамика, на АЧХ образуется резонансный горб. Получается это, когда динамик с добротностью больше 0,6 пытаются всунуть в ФИ, практически вся мультимедиа этим страдает. Это же происходит если усилитель имеет высокое выходное сопротивление ИТУН. Или другой классический пример, динамик вполне подходящий для ФИ, засовывают в малый объём, пример – S90 (но не все).
Вторая категория – комнатные резонансы, они же стоячие волны, они же аксиальные моды, кому как удобней. Если у Вас комната по форме не напоминает Пентагон, то их всего три, вернее три основных. Вторые и третьи гармоники тоже дают свой вклад хоть и меньший. Их частота находится просто. Нужно половину длины волны звука в воздухе (172), поделить на размер сторон комнаты, ширину, длину, высоту.
На этих частотах растёт групповое время задержки. По простому, если есть в звуке частота, совпадающая с частотой моды – комната «заводится». Звук уже пропал, а комната всё «поёт».
Но благодаря этим комнатным эффектам, хоть как то играют АС с высокой частотой среза на НЧ. В качестве примера, последний мой «шедевр» - доработанная 6АС-2
viewtopic.php?f=4&t=2188
Вложение:
Сравнение2.JPG

На рисунке, места расположения микрофона и АС. Красным – стенд для измерения АФЧХ динамиков. Измеряю я безэховым методом, который в реалиях такой комнаты позволяет получить АЧХ без отражений, от 300гц. Это позволяет сводить фильтры практически любой АС, естественно кроме тех, у которых раздел ниже 300гц. Но иногда нужно посмотреть всё как есть, поэтому эти измерения проведены на всю полосу.
Микрофон расположен в геометрическом центе комнаты, там моды имеют минимальное звуковое давление.
Что мы и видим на нижних графиках. Зелёным – симулированная АЧХ АС для рассчитанного фильтра. Чёрным – реально измеренная. Если взять за «полку» -60дб, то симуляция показывает уровень 50гц - на 16дб ниже полки. Измерение на -12дб. Тут к разнице в «симуляция – измерение», нужно относится с пониманием. Т.к. комнатный провал на 70 герцах, в симуляторе не предусмотрен.
Ну а теперь установим микрофон в точку прослушивания (на рисунке чёрным). А АС, в одно из трёх положений.
Смотрим верхние графики. Разброд и шатание начинаются в основном, ниже 150гц.
Кстати, то же самое будет, если таскать влево – вправо микрофон (то бишь голову с ушами). Но при удачном расположении ушей и АС, можно получить вполне приемлемую на НЧ АЧХ. Смотрим выделенный график. Если за полку взять -40 дб, то и 50 гц будет, как говорят в полку, а 40гц на уровне -10дб.
Оно и правда, колонки хоть и мелкие, но в комнате басят хорошо, хотя без глубоких басов звук не натуральный.
Тут бы впору сказать, а зачем делать полнодиапазонные АС, возьми динамик чуть лучше, что бы вниз дальше шёл, ящик под него чуть больше, а там комната даст полку и до 20гц?
Фиг вам, сказал бы кот Матроскин. Не всё стояки могут. Да и слушать их немногим приятнее, чем S90. В приличном обществе за такое восхваление стоячих волн, вполне могут и канделябром по мордам-с. Или так.
Вложение:
Ухи.jpg

Избавляются от них всеми силами.
Самый эффективный метод – от двух и больше сабов, с регулируемым временем задержки.
Самый дорогостоящий – щиты ловушки.
Есть электронный, по типу параметрического эквалайзера.
Я свожу саб с басовиками на пике стояка.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 08 авг 2017 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 мар 2013
Сообщения: 1470
Откуда: Николаев
Возраст: 59
У меня комната 4.2 х 3.7 х 2.6 м, в принципе, не так и плохо (по акустическому калькулятору)
Если бы была 5.5 х 4.3 х 3.4, наверное было бы лучше (для моих советских динамиков 4а28 или 6гд2)
В развитие темы я бы добавил: в каких местах комнаты лучше расположить колонки и уши
Немного поэкспериментировал и почему-то лучше всего получилось колонки поставить вдоль большей стены несимметрично относительно центра и на некотором (около 45 см) удалении от неё

_________________
То, что видно, не всегда слышно, а если слышно - то можно увидеть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 08 авг 2017 
Не в сети
Jedi master
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2012
Сообщения: 1519
Откуда: Украина
Возраст: 60
У меня тоже по длинной стене и несимметрично, но не из за того что так лучше, а поттому что по другому никак :crying-blue:
С асимметрией были большие проблемы, пришлось в одном басовике фазу allpass-ом править. У меня биампинг, НЧ-актив, СЧ+ВЧ-пассив, плюс саб.
От стены тоже полметра. Если бы ещё и голову от стены на полметра отодвинуть, вообще бы было гут! Но комната "пенал" не позволяет. 3.0*5.3*2.6м.
Приходится с отражениями от стены что за головой, бороться другими средствами.
Вложение:
Ковёр.jpg

Вот такой модернизированный совдеповский ковёр в современной кислотной шкуре. Хорошо под него Pink Floyd идёт :obscene-smokingweed:
Это чтобы уменьшить СЧ-ВЧ отражения, которые создают интерференцию с прямым сигналом.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 04 дек 2017 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 мар 2013
Сообщения: 1470
Откуда: Николаев
Возраст: 59
Немного поизучал свои стояки :D
Очень хорошо слышны основные (у меня 41, 46, 66 Гц)
Колонки поставил симметрично вдоль длинной стены
Если возбуждать 41 Гц одной колонкой и перемещаться вдоль длинной стены (4.2м), то на расстоянии 2.1м от короткой есть явный провал (он наблюдается во всей плоскости, перпендикулярной длинной стене)
Но если возбуждать комнату двумя колонками на этой же частоте, синфазно - то стояка вообще нет
На 46 и 66 Гц такого эффекта нет (возможно из-за того, что колонки вдоль длинной стены)
У кого колонки у короткой стены, есть такой эффект на второй частоте?

_________________
То, что видно, не всегда слышно, а если слышно - то можно увидеть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB